Site menu:

Краткое содержание журнала

1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины

Музыка в природе, природа в музыке

— взгляд). Так, при сопоставлении мажора и минора обычно возни­кает ощущение светотени, ибо мажор — «светлый» лад, а ми­нор — «темный». Добиваясь про­граммной изобразительности, ком­позиторы применяют также опре­деленные тембры, регистры, кото­рые создают тот или иной «коло­рит» музыки. Давние попытки музыкантов и конструкторов соз­дать музыкально-оптические ин­струменты (с XVIII в. до наших дней), по-видимому, тоже объяс­няются стремлением человека до­биться зрительно-слухового единства, существующего в природе, в жизни.

Немало произведений програм­мной музыки посвящено приро­де. Оратория Гайдна «Времена года», написанная по одноимен­ной поэме английского писателя Джеймса Томсона, изображает сельскую жизнь, полевые работы, красивые пейзажи; в ней много звукописи: гроза, охота, крик пе­туха, плескание рыбок, кваканье лягушек, треск кузнечика. Прог­раммные заголовки типа «Вступ­ление изображает переход от зи­мы к весне» еще более раскрыва­ют замысел композитора — пока­зать годичный цикл природы и связанный с ее переменами труд человека.

Широко известны «пастораль­ные» (то есть пастушеские) сим­фонии, в частности Шестая сим­фония Бетховена, где композитор, отказавшись от традиционного для этого жанра иллюстраторства, стремится прежде всего пе­редать настроение, навеянное природой.

У нас весь крестьянский кален­дарь, «годовой круг метаморфоз природы», прослежен из оперы в оперу тем же Римским-Корсаковым. По-иному звучит музыка русской природы у П. И. Чайков­ского. Реже обращаясь к звуча­ниям наглядных конкретных об­разов, он даже в таком «природ­ном» произведении, как извест­ные «Времена года», уходит от природы в бытовую обстановку или предается созвучным данно­му месяцу настроениям («У ка­мелька», «Тройка», «Белые но­чи»). Но все же Чайковскому очень много для творчества давала природа, которую он называл «чудной, неисчерпаемой в своих ресурсах» товаркой. Лично знав­ший композитора натуралист Дм. Кайгородов пишет, что не видел другого человека, «который так сильно воспринимал бы впечат­ления от красот природы и так сильно на них реагировал». При этом он высказал интересную мысль: Чайковский прекрасно умел анализировать «красоту дан­ного момента природы», хотя это -никогда не мешало ему со всей полнотой воспринимать ее в це­лом. Сам великолепный знаток природы, Кайгородов с полным правом утверждал, что для под­линного восприятия ее красоты «надо иметь хорошо раскрытые на природу глаза и уши». Таким был ж Чайковский, и многие дру­гие творцы классической музыки. В этом им следуют и лучшие со­временные композиторы. Как мы уже видели, всегда были близки к природе народная музыка, на­родная песня. Остаются они та­кими и теперь. Слушая произве­дения музыкального фольклора различных стран и народов, мож­но почти всегда составить пред­ставление не только об их созда­телях, но и об окружающей этих людей природе.

Музыка настолько прочно вошла в наш быт через радио и кино, телевидение и механическую за­пись, через самодеятельность и профессиональное искусство, что уже нельзя игнорировать ту по­ложительную роль, которую она играет в познании нами красоты и величия природы, помогая лю­дям бережно лелеять и вдумчиво преобразовывать землю.

 

12[3]
Оглавление