Научно познавательный журнал, издан в 1968 г
1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины
— взгляд). Так, при сопоставлении мажора и минора обычно возникает ощущение светотени, ибо мажор — «светлый» лад, а минор — «темный». Добиваясь программной изобразительности, композиторы применяют также определенные тембры, регистры, которые создают тот или иной «колорит» музыки. Давние попытки музыкантов и конструкторов создать музыкально-оптические инструменты (с XVIII в. до наших дней), по-видимому, тоже объясняются стремлением человека добиться зрительно-слухового единства, существующего в природе, в жизни.
Немало произведений программной музыки посвящено природе. Оратория Гайдна «Времена года», написанная по одноименной поэме английского писателя Джеймса Томсона, изображает сельскую жизнь, полевые работы, красивые пейзажи; в ней много звукописи: гроза, охота, крик петуха, плескание рыбок, кваканье лягушек, треск кузнечика. Программные заголовки типа «Вступление изображает переход от зимы к весне» еще более раскрывают замысел композитора — показать годичный цикл природы и связанный с ее переменами труд человека.
Широко известны «пасторальные» (то есть пастушеские) симфонии, в частности Шестая симфония Бетховена, где композитор, отказавшись от традиционного для этого жанра иллюстраторства, стремится прежде всего передать настроение, навеянное природой.
У нас весь крестьянский календарь, «годовой круг метаморфоз природы», прослежен из оперы в оперу тем же Римским-Корсаковым. По-иному звучит музыка русской природы у П. И. Чайковского. Реже обращаясь к звучаниям наглядных конкретных образов, он даже в таком «природном» произведении, как известные «Времена года», уходит от природы в бытовую обстановку или предается созвучным данному месяцу настроениям («У камелька», «Тройка», «Белые ночи»). Но все же Чайковскому очень много для творчества давала природа, которую он называл «чудной, неисчерпаемой в своих ресурсах» товаркой. Лично знавший композитора натуралист Дм. Кайгородов пишет, что не видел другого человека, «который так сильно воспринимал бы впечатления от красот природы и так сильно на них реагировал». При этом он высказал интересную мысль: Чайковский прекрасно умел анализировать «красоту данного момента природы», хотя это -никогда не мешало ему со всей полнотой воспринимать ее в целом. Сам великолепный знаток природы, Кайгородов с полным правом утверждал, что для подлинного восприятия ее красоты «надо иметь хорошо раскрытые на природу глаза и уши». Таким был ж Чайковский, и многие другие творцы классической музыки. В этом им следуют и лучшие современные композиторы. Как мы уже видели, всегда были близки к природе народная музыка, народная песня. Остаются они такими и теперь. Слушая произведения музыкального фольклора различных стран и народов, можно почти всегда составить представление не только об их создателях, но и об окружающей этих людей природе.
Музыка настолько прочно вошла в наш быт через радио и кино, телевидение и механическую запись, через самодеятельность и профессиональное искусство, что уже нельзя игнорировать ту положительную роль, которую она играет в познании нами красоты и величия природы, помогая людям бережно лелеять и вдумчиво преобразовывать землю.