Научно познавательный журнал, издан в 1968 г
1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины
Г. Богоявленский
Природа полна звуков нередко очень музыкальных. Целую гамму может создать даже Движение воздуха - от нежного дуновения ветерка до грозного шумного шквала. Мелодию струится по камням быстрый ручей, мерно рокочут морские волны. Грустно отсчитывает «годы» кукушка упоенно свистит и щелкает соловей, свободно льется «между небом и землей» звонкая трель
Известный музыкант Леопольд Стоковский, для которого «звуки обладают своеобразной ритмической пульсацией и нередко приобретают значение своеобразной музыки»
относит «к числу самых прекрасных слуховых ощущений" звук лодки, скользящей
по гладкой поверхности озера, всплеск весел, звонкие капельки, падающие с них...
Мы знаем, что есть «поющие пески», «поющие камни», «поющие пещеры». Писатель Г. Метельский подметил: в Заполярье поют снега. «Миллионы оледеневших снежинок, подхваченные ветром, звенят, ударяясь о гулкий наст и сталкиваясь между собой. Весной, колеблемые ветром, звенят льдинки у берегов озер, будто кто-то чокается хрустальными бокалами».
Человек издавна прислушивается к звукам природы, чутким ухом ищет в них музыкальную красоту. Самое изобретение музыкальных инструментов было «подсказано» людям природными явлениями. Недаром мифологические боги ветров обычно изображались в виде певцов или музыкантов, для которых ветер служит музыкальным инструментом или непосредственно голосом. Эолова арфа, которую с давних времен любили устанавливать на высоких открытых местах, подхватывает и продолжает в нехитрой мелодии пение ветра. В ведах, этих выразительных гимнах Древней Индии, опоэтизирована буря и таинственные духи поют «громозвучную победную песнь». В наших народных песнях море в бурю «играет», и в это время из бездны с пением появляются духи. Русалки, олицетворяющие в народной поэзии водную стихию, своими песнями и играми завлекают неосторожного путника. Сирены, русская сказочная птица сирин, дивным пением заставляют человека забывать обо всем. Не только говорят человеческими голосами, но и поют, играют на различных инструментах звери и птицы в народных сказках. В «Слове о полку Игореве» вещий Боян, «творя песнь», растекается «серым волком по земле, сизым орлом по облакы», спускает десять соколов на стадо лебедей, «который дотечаше, то преди песнь пояше старому Ярославу». Песни народные полны обращений к соловью-соловушке, к «лебеди белой», к «ласточке-касаточке», к «соколу ясному», хотя подчас, конечно, принимаются во внимание не одни их певческие способности.
Что музыка действует не только на человека, но и на животных, знали с незапамятных времен. Известно, как реагируют на музыку змеи, многие грызуны, пингвины и другие, не говоря о домашних и цирковых животных. Теперь наука уже располагает экспериментальными данными о благотворном воздействии музыки на рост и развитие сельскохозяйственных растений. Известный русский географ В. П. Семенов-Тян-Шанский считал, что музыка тесно связана с географическим пейзажем, причем связь эта двусторонняя: пейзаж влияет на характер музыкального творчества народов, а
«отдельные их представители при помощи звуков вольно или невольно живописуют географический пейзаж». По его наблюдениям, разная степень высоты человеческого голоса имет свою «географию». Западные композиторы, посещавшие Россию, поражались обилием среди русских певцов низких голосов — басов-октав и контральто. Замечено, что русский тенор отличается от итальянского, а итальянское сопрано в свою очередь разнится от французского.
Наблюдается определенная закономерность и в территориальном укоренении бытующих у разных народов музыкальных инструментов. В одних странах преобладают и больше ценятся струнные, в других — ударные, в третьих— духовые деревянные или роговые, в четвертых — металлические духовые.