Site menu:

Краткое содержание журнала

1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины

Первая высшая школа советских географов

Г. Рихтер

 

Для развития географической науки первое сентября 1918 г. важная дата: в этот день открылись двери первого отечественного географического высшего учебного заведения. Россия с ее огромными слабоизученными пространствами Сибири, Севера ж Средней Азии давно нуждалась в кадрах географов-исследователей, однако до Октябрьской революции для их подготовки почти ничего не было сделано. Не раз делались безуспешные попытки организовать географические отделения в высшей школе; существовавшая же в некоторых университетах (сначала на историко-филологическом, а позднее на физико-математическом факультетах) подготовка по географии давала стране лишь по нескольку специалистов в год, не обеспечивая их высокой квалификацией. Многие видные ученые поднимали вопрос о необходимости создания специального Географического института, и лишь незадолго перед революцией (в начале 1916 г.) удалось открыть в Петрограде Высшие географические курсы при Докучаевском почвенном комитете министерства землеустройства и земледелия. Директором этих курсов был избран известный географ-климатолог А. И. Воейков, а после его кончины народоволец-шлиссельбуржец И. Д. Лукашевич. Так как курсы не давали ни прав, ни дипломов, на них поступали большей частью лица с высшим образованием. Для окончивших среднюю школу было организовано подготовительное отделение, где читались лекции по основам естественно-географических наук. Курсы не располагали ни своим помещением, ни достаточными средствами. Студенты, живо заинтересованные в существовании курсов, не только платили за учение, но безвозмездно выполняли обязанности обслуживающего персонала. Не получали никакой оплаты и преподаватели — крупные ученые-исследователи И. Д. Лукашевич, С. С. Неуструев, В. Н. Сукачев, И. П. Толмачев, Я. С. Эдельштейн и др. Гражданская война, голод и разруха в первые годы после революции резко сократили число слушателей, и возник вопрос о закрытии курсов. На помощь пришел Народный комиссариат просвещения. Курсы были зачислены в сеть высших учебных заведений комиссариата, им были выделены некоторые средства и помещение. Наконец заветная мечта учредителей курсов осуществилась; декретом, подписанным А. В. Луначарским, курсы были преобразованы в Географический институт со всеми правами высшего учебного заведения. Ему было предоставлено большое помещение, и с 1 сентября 1918 г. в институте начались занятия.

Во временном положении о Географическом институте было записано, что он должен «давать законченное высшее образование в области географических знаний, ставя своей главной целью создание кадров ученых-страно-ведов, исследователей, путешественников, а также стационарных исследователей отдельных областей России в географическом, естественно-историческом, этнографическом и хозяйственном отношениях».

Институт быстро начал развиваться и укрепляться. В 1920 г. директором института стал академик А. Е. Ферсман, проректором по учебной деятельности — Я. С. Эдельштейн, ученым секретарем— А. А. Григорьев. Молодой институт был замечательным и необычным учебным заведением. Возрастных ограничений при поступлении не существовало, так что состав студентов был очень пестрый. Наряду с юношами и девушками, только что закончившими среднюю школу, были и люди, убеленные сединами, с большим жизненным опытом: педагоги, врачи, инженеры, военные, моряки. Нередко на лекциях и занятиях можно было встретить учившихся на одном курсе родителей и детей, супругов. Занятия в институте проходили по свободному расписанию, в вечерние часы, так как и студенты, не получавшие стипендии, и преподаватели, работавшие безвозмездно, днем были заняты оплачиваемой работой. Питомец института профессор Н. Н. Соколов вспоминает: «В трудные первые годы революции, в стенах его (института), по вечерам, когда трамвай почти не действовал, когда было голодно и холодно, собиралась дружная семья географов-профессоров и студентов, зараженных любовью к природе, к географии и этнографии, к путешествиям и к географическим экспедициям. Сюда шли люди разных возрастов и различных специальностей». Отношения между преподавателями и студентами были исключительно теплыми и близкими. Крупные ученые, глубоко преданные науке, бескорыстно читали лекции и проводили занятия, разрабатывали новые учебные предметы, а студенты отвечали им искренним уважением и любовью. Сближению способствовали также совместные работы на полевой практике и в экспедициях.

[1]2
Оглавление