Site menu:

Краткое содержание журнала

1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины

Первая высшая школа советских географов

Всех объединило желание помочь институту. Студенты без всякой оплаты готовили оборудование кабинетов и учебные пособия, выполняли обязанности лаборантов и ассистентов, заготовляли и доставляли дрова, топили помещение, сами набирали и печатали на небольшом станке программы, учебные пособия, труды института, вели канцелярские дела. Огромную роль при этом играли студенческие общественные организации. Вначале институт имел два факультета: общегеографический с отделениями страноведения, физической географии и биогеографии, позднее к ним присоединился факультет экономической географии, учебный план которого был разработан еще в 1921 г. Преподавательский состав включал лучшие научные силы Ленинграда: академики В. М. Алексеев, Л. С. Берг, А. А. Борисяк, A. А. Григорьев, Д. В. Наливкин, B. Н. Сукачев, А. Е. Ферсман; профессора В. В. Ахматов, П. И. Броунов, В. Э. Ден, И. М. Крашенинников, Н. И. Кузнецов, C. С. Неуструев, В. П. Семенов-Тян-Шанский, С. А. Советов, Б. А. Федченко, Ю. М. Шокальский, Я. С. Эдельштейн и многие другие.

Совершенно новым видом обучения, вытекающим из профиля подготовки специалистов-географов, были занятия летнего триместра, когда студенты приобретали опыт полевых исследований. Еще летом 1919 г. была организована станция полевых работ в городе Павловске, где велись занятия по топографии, геологии, геоморфологии, почвоведению, географии растений, зоологии, метеорологии, астрономическим определениям, рисованию и фотографии. С 1920 г. для проведения летней практики у станции Саблино была открыта постоянная станция полевых практических занятий, существующая при географическом факультете ЛГУ до сих пор. Под руководством опытных полевых исследователей студенты небольшими группами проводили самостоятельные работы. По окончании полевой обработки материалов результаты обсуждались на курсовых конференциях. Кроме полевой практики многие студенты принимали участие и в научных экспедициях под руководством своих профессоров. Самостоятельная исследовательская работа шла и во многих студенческих научных кружках, проводивших даже полевые географические исследования. Кроме учебной работы на Географический институт была возложена задача разрабатывать проблемы географической науки, для чего сразу же была создана Ученая коллегия. Институт издавал несколько периодических изданий («Известия географического института», «Бюллетень» и «Вестник»), а также отдельные труды.

Немало институт делал и для популяризации географических знаний. В организованном при нем «Географическом клубе» лекции по географии отдельных стран читались путешественниками и учеными (Д. И. Мушкетов, А. Е. Ферсман, И. Д. Стрельников, В. М. Алексеев, Г. Е. Грум-Гржимайло, П. К. Козлов и др.). Лекции, а также ежегодные выставки работ студентов и преподавателей привлекали много народа.

Как самостоятельное высшее учебное заведение, институт просуществовал недолго — всего 7 лет, и в 1925 г. он со всеми своими кабинетами, лабораториями, библиотекой и станцией полевых работ на правах географического факультета был влит в Ленинградский университет. Хорошая постановка обучения, прекрасный состав преподавателей, тесное общение с природой на полевых практиках и в экспедициях привели к тому, что из нескольких десятков воспитанников института вышло много полевых исследователей, известных своими трудами в области географии, геологии, геоморфологии, климатологии, почвоведения, гидрологии, океанологии, биогеографии, этнографии и других смежных наук. Среди них Я. Я. Гаккель, Р. Ф. Гек-кер, С. Ю. Геллер, И. П. Гера симов, Н. И. Гладцын, В. К. Давыдов, А. И. Дзенс-Литовский, Б. Д. Зайков, С. В. Калесник, М. Н. Карбасников, И. И. Краснов, В. Н. Кунин, Л. К. Лозино-Лозинский, К. К. Марков, Э. М. Мурзаев, Б. П. Орлов, М. П. Петров, И. П. Покровская, Г. Д. Рихтер, Н. Н. Соколов, С. П. Суслов, С. С. Шульц, Я. И. Яунпутнинь. Общая структура института, учебные планы и программы и особенно опыт организации летних полевых практических занятий послужили основой для организации многочисленных географических факультетов, открытых впоследствии в большинстве университетов и педагогических институтов.

Все мы, учившиеся в Географическом институте, с большой теплотой и благодарностью вспоминаем трудные, но прекрасные годы, проведенные в его стенах.

 

1[2]
Оглавление