Site menu:

Краткое содержание журнала

1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины

Русский лубок

 

Русская народная картинка, лубок, «простовик»... Одни считают, что слово «лубок» происходит от слова «луб» — так называется внутренняя часть коры липы или вяза, пригодная для резьбы. Другие производят это название от лубочного короба, в котором офени (бродячие торговцы) разносили свой товар по деревням. Третьи — что наименование дано по названию старой московской Лубянки, где продавались, по преданию, эти картинки... Что же такое народный лубок? Прямыми предшественниками народных картинок были гравированные листы, которые киевские типографии выпускали уже в начале 1620 года, а московские стали изготовлять несколькими годами позднее. Эти ранние гравированные листы были и по своему содержанию, и по художественному оформлению связаны с иллюстрациями печатных книг XVII в. учебного и религиозного характера. Немало гравированных листов становилось своего рода дешевыми иконами, заменявшими дорогие иконы, писанные на дереве.

История собственно народных картинок начинается не ранее второй половины XVII в., когда наряду с изображениями религиозных сюжетов появляются композиции на темы светских произведений устно-поэтических и литературных. Многие из них носили характер сатиры на господствующие классы. При этом в самой художественной манере картинок обнаруживается воздействие народного изобразительного искусства, заметно вытесняющего традиции иконописи и книжной миниатюры.

За два с половиной века своего бытия народные картинки впитали самое разнообразное содержание. Народная поэзия и литература XVII—XIX вв., фантастические представления о природе средневековых «Физиологов» и «Космографии» и достижения техники ж промышленности нового времени, черты быта разных слоев общества — все отражено лубком.

В свой ранний период лубочные картинки были достоянием всех слоев населения, начиная от царского двора. Уже в 1635 г. для семилетнего царевича Алексея Михайловича в овощном ряду в Москве покупали «печатные потешные листы», не только «немецкие», привозные, но и русские. И в XVIII в. дворянство, особенно провинциальное, пользовалось такими «потешными листами» при обучении детей. Русский лубок заменял народу в течение долгого времени и песенник, и книгу, и отчасти газету. И, чем шире становился круг «потребителей» лубочных картинок, чем глубже они проникали в демократические слои населения, тем внимательнее наблюдали светские и церковные власти за содержанием этих «печатных листов». Цензура коснулась прежде всего изображения религиозных сюжетов, затем портретов членов царского дома. Еще в 1674 г. в грамоте патриарха Иоакима говорилось об искажении народной картинкой распространенных сюжетов икон.

В 1721 г. Петр I издал указ, предлагающий наблюдать за лубочными портретами царских особ. В 1744 г. был принят специальный указ святейшего синода, по которому все лубки религиозного содержания должны были подвергаться духовной цензуре.

Техника создания первых лубочных картинок была проста. На деревянной доске, обычно продольной, в перевернутом виде линией рисунка намечался тот или иной сюжет. Линии, которые соответствовали рисунку, оставались неприкосновенными, а все остальное — то, что не должно было переноситься на бумагу, — вырезывалось. Не тронутые резцом контуры покрывались краской. Оттиск давал изображение.

В XVIII в. рисунок прорезался или протравлялся на металле, на меди и был уже не выпуклым, а в виде углубления, которое заливалось краской. Позднее главное место заняла литографская картинка, одноцветная, а затем и в несколько цветов. Но и ранние лубки очень часто бывали разноцветными, их раскрашивали от руки. Занимались этим делом художники и даже не любители изобразительного искусства: расцветка таких картинок была промыслом в ряде сел Владимирской губернии. Много места в лубке всегда уделялось изображению ландшафта,

[1]2
Оглавление